Ребенок 10-ти лет хочет заниматься программированием. С чего начать? Посоветуйте.!

Здравствуйте! Ребенок десяти лет заинтересовался программированием. Записались на курсы. Содержание курса: Программирование в среде Скрэтч, основы алгоритмизации, логики, работа с ПК. Отзанимался почти два месяца. Подскажите, как в идеале должны проходить уроки? Учитель в основном говорит и просит, чтобы ребенок повторил за ним, как он понял. Изучили папки и файлы, и все, что можно с ними делать. В Скрэтче работают очень мало, в конце урока по 15 минут. И то не на каждом уроке его открывают. На уроках сплошное говорение. Прихожу к мысли, что это вытягивание денег, а не программирование. Первое дом. задание было разнести команды по блокам в Скрэтч. Ребенок ничего не смог, так как в этой программе почти не работал. Пришлось смотреть видеоуроки мне, ужас. Подскажите, знающие люди, стоит ли дальше ходить на такие курсы и если нет, то с чего начать в 10лет. Спасибо

Не вижу ничего криминального. В содержании курса работа с ПК, вот они ее и изучают сейчас. Если хотите чистое программирование, вам стоит и курсы выбрать для тех, кто уже является уверенным пользователем ПК. Разумеется, если ваш ребенок им является.

Когда я пошла на свои первые курсы, 8 из 10 человек не понимали, как сохранить свой проект в папке, как создать эту папку и т.д., поэтому половину занятия преподу приходилось тратить на помощь им, а не на непосредственно программирование.

Если на уроках сплошное говорение, то это, конечно, плохо. По идее должно быть так: препод объясняет, как, к примеру, создать папку, а дети это делают на компьютерах. То есть постоянная практика. Без практики никак нельзя. Но и без знания основ тоже нельзя. Это как детям в первом классе вместо 2+2 пытаться объяснять интегралы.

По поводу того, что ребенок не смог разнести команды по блокам. Тут тоже надо различать: их не учили это делать, им не дали попрактиковаться в присутствии препода, или ребенок просто забыл то, что делали на уроке. Если не учили - то, конечно, я бы задумалась о смене курса. Если не хватило практики на уроке, я бы поговорила с преподавателем о сокращении болтологии и увеличении времени работы на компьютере. Если же ребенок забыл - ну тогда и видеоуроки посмотреть не грех.

Еще нужно смотреть на длительность курсов. Если два месяца из общих четырех дети учат не программирование - это плохо. Если же два месяца из года - вполне адекватная цифра.

Вообще курсы меньше года (для изучающих программирование с абсолютного нуля) я считаю бесполезной тратой денег. Мои первые курсы длились месяц (я тогда уже была продвинутым пользователем ПК и даже какие-то куцые знания по программированию были), и они мне не дали практически ничего.

Я не уверена, что в 10 лет ребенок сможет сам с чего-то начать. Тут однозначно нужны либо курсы, либо репетитор, либо родитель-программист. Я тоже где-то в таком возрасте начинала, и всего этого у меня не было. Была только книжка “Бейсик для детей”, с которой я упорно переписывала в текстовый редактор листинги программ и искренне считала, что это и есть программирование. Но такое самостоятельное обучение быстро разочаровывает.

Валерия, спасибо за ответ! На уроках действительно много говорения, практики мало, поэтому и возникли трудности с дом заданием. Курс рассчитан на 9 мес., сыну не интересно уже сейчас, вот я и задумалась, может где-то преподают иначе и мы занимаемся не тем…

Кроме вышеперечисленных причин, тут еще может быть дело в том, что все эти визуальные языки с блоками не такие уж простые и интуитивные. Не факт, что с ними проще, чем с каким-нибудь полноценным языком типа Питона (если грамотно составлен план обучения, с какими-нибудь специально подобранными простыми и интересными библиотеками и т.п.)

В целом я периодически сталкиваюсь с тем, что чем тыкаться в какой-нибудь визуальный редактор, проще напрямую написать код или отредактировать файл настроек.
Про свой опыт с аналогом скретча писал тут )

Наверное, Вы правы. Вот что предлагают на аналогичных курсах в др. школе программирования (за 6 занятий) “Мальчики и девочки в игровом формате познакомятся с основными идеями «взрослого» программирования. Они легко усвоят понятия переменных, циклов, ветвлений, проверок, вычислений, подпрограмм и других не менее важных элементов для работы с кодами. Уже на первом уроке в нашей школе дети составят свои программы с красивой и живой графикой, с перемещающимися, меняющими внешний вид и говорящими персонажами…Со Scratch-программирования детям легче будет перейти на Python, более сложный многофункциональный язык, на котором создают серьезные проекты…” Спасибо, если дочитали до конца. Как считаете, все вышеперечисленное возможно за шесть занятий? Думаю, что здесь занятия проходят интереснее для ребенка.

Ну это зависит от глубины знакомства с этим всем :man_shrugging:
Шесть звучит маловато, но в целом будут ли занятия полезны зависит от конкретного учителя.
Так что тут либо просто идти пробовать, либо пытаться узнать мнение о курсе у кого-то, кто ходил туда недавно. (гуглить отзывы в интернете не уверен, что есть смысл, во многих случаях непонятно реальный ли это отзыв, или от самой компании, её конкурентов и т.д.)

1 лайк

Нет, конечно, это ж бред сивой кобылы.
В физмат школе то ли четверть то ли полгода изучали двоичную систему счисления + блок схемы. Работали только в тетради. И турбопаскаль на ПК до конца года.
Это 3 часа в неделю. И еще доп. занятия посещал за неимением ПК. После этого написал в консольном режиме морской бой.
И это дети не 10 лет, а 15 и прошедшие конкурс для поступления.
А след. год Windows + MS Office до уровня уверенного пользователя.

С русским языком программисты не дружат, поэтому надо объяснять все на примерах.

Ну это уже другая крайность.
Двоичная система для создания чего-нибудь типа игры на готовом движке не особо нужна )

Да и тетради понятно зачем были нужны лет 20-30 назад, компов было мало, хорошо если в классе на всех хватит + дз требующее комп уж тем более было не задать, а сейчас какой смысл.

Ну так можно взять редактор карты любой готовой игры. Игра тоже будет в некотором смысле “своя”. Это максимум на что сразу же способен ребенок без подготовки.

Это не крайность, это основа. Без которой в голове останется магический уровень неопределенной сложности. Чтобы научиться программировать - нужно научиться работать интерпретатором (самому проводить вычисления по написанной программе - примечание для ТС). Без понимания форматов данных - никак. Ну не перейти на Питон)

Смысла мало, но и от компа толку мало для понимания многих нужных в программировании вещей.
Разве что печатать быстрее. Вот лучше бы для начала тогда ребенку освоить метод слепой печати - будет сильно легче сосредотачивать внимание на программировании. Тяжело же писать музыку, не умея играть на музыкальных инструментах.

Я бы им не верила. На моих вторых курсах “мальчики и девочки” от 15 до 50 лет усваивали этот материал с нуля около полугода. Занятия были по три часа два-три раза в неделю.

Вообще я тут подумала на досуге, как бы я учила программированию сына, если б он захотел, и решила, что никакого скрэтча, никаких подобных штук не использовала бы. Сразу бы начала с какого-нибудь настоящего языка программирования. Вряд ли это был бы Python, скорее, C++ или C# (по той простой причине, что языков с си-подобным синтаксисом больше, а на Python с них потом перейти не так уж сложно). И, наверное, в его 10 лет я бы всячески уговаривала его подождать пару-тройку лет. Чтоб потом не приходилось учиться с ним вместе, а он сам уже мог находить нужную информацию.

Я б точно нет, только по пунктам с нумерацией расписывать алгоритм, чтоб указатели понимал.
Только жесть, только ГОСТ.
Сообщения какие-нибудь пошифровать/расшифровать, но это уже без ГОСТа) Даже любой иностранный язык подходит.
Комп для всего этого на фиг не нужен.

Так и как поможет двоичная система?
Даже интерпраторы/компиляторы обычно компилируют во что-нибудь типа асм, а не в нули и единицы )
И ни то, ни другое обычно не нужно для прокручивания в голове кода на высокоуровневом языке, типа как тут. В коде ж не нули и единицы записаны, а операции типа "записать 1 в переменную i", “вывести на экран первый элемент массива”, “проверить, что 1 меньше 3”, "прибавить 1 к значению 1 из i, записать 2 в i" и т.д. А ошибки в работе компилятора и процессора пока не ищем.

Ну и в 10 лет же наверно цель не в том, чтобы сразу вырастить программиста-вундеркинда, скорее просто попробовать что-нибудь поделать. Явно полезнее зависания в смартфонных играх )

Если для отдельных вундеркиндов 10 лет может быть уже и поздно для начала изучения программирования, то для основной массы слишком рано и смысла особого не имеет. До реального программирования далеко, свои игрушки с бегающими человечками еще не скоро получатся, а изучать азы, ту же двоичную систему исчисления не интересно. Навыки общения с компьютером другое дело, но они и без курсов быстренько осваивают. Вон моя мелкая внучка лучше меня ориентируется в интерфейсе смартфона, подсказывает деду что и как )

Зато с папками разучились работать :clkolwacko2:

Так таблица умножения тоже пережиток прошлого. А чего её знать, калькулятор есть - отвечает ) Сдачу в магазине тоже на калькуляторе будешь считать? Карточкой буду рассчитываться ))

Так она нужна, чтобы понимать как в принципе информация кодируется, а не машинокоды читать)

Просто когда-то имена файлов были слишком короткими.
Достаточно периодически согребать раб. стол в одну папку.
А физическая разница на уровне дефрагментации уходит в прошлое потому что у всех SSD.

Зависит от того, что учить и как. На юнити прям сразу можно и человечков, и игрушки, ну и заодно при написании скриптов под этих человечков циклы, ветвления и все такое изучить. И от препода зависит, конечно. Один из моих преподов для малышни специально графический движок на С++ написал, очень легкий в освоении. И они тоже сразу игры писали.